ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Equinor: отбросим фетиш ВВП

В недавно опубликованном докладе Equinor Energy Perspectives 2020 есть такая фраза: «Перебалансировка [один из трех рассматриваемых сценариев] — это идеалистический мир, совершенно не похожий ни на что из того, что было раньше, но это четкое напоминание о задаче, с которой мы сталкиваемся, чтобы избежать климатического кризиса к концу века, и, на наш взгляд, это самый надежный способ, с помощью которого мир может достичь необходимого сокращения выбросов».

Если заменить «необходимость сокращения выбросов» на «истощающиеся природные ресурсы», описание «перебалансировки» практически не отличается от давних мыслей Римского клуба, изложенные в докладе 1972 года «Пределы роста». Норвежцы пишут: «В сценарии “Перебалансировка” абсолютный ВВП растет во всех регионах, но в промышленно развитых странах гораздо медленнее, чем когда-либо в новейшей истории. Однако ВВП на душу населения продолжает расти, что позволяет продолжать повышать уровень жизни для всех. В развивающихся регионах рост ВВП на душу населения позволяет не только ускорить энергетический переход, но и улучшить здравоохранение, образование и уровень жизни. Это, но особенно прогресс в области женского образования, снижает рождаемость, что, в свою очередь, дает дополнительный импульс ВВП на душу населения и помогает снизить потенциальный спрос на энергию».

Как вам слова о «женском образовании» и «снижении рождаемости» в докладе нефтяной компании как способы «снизить потенциальный спрос на энергию»?

Авторы доклада Equinor особое внимание уделяют давно обсуждаемому в научных кругах и однозначно не решенному принципиальному вопросу экономического развития — возможен ли экономический рост без роста энергопотребления? Вся история человечества однозначно показывает — рост экономики непременно сопровождается увеличением потребления энергии. Equinor предлагает такой вариант: в развитых экономиках падение потребления энергии не только возможно при одновременном росте ВВП, но даже желательно и просто необходимо для достижения целей устойчивого развития. Развивающимся странам авторы оставляют рост энергопотребления как необходимое условие роста ВВП. 

Прогноз падения энергопотребления по отношению к ВВП и прогноз изменения энергопотребления приведен на впечатляющем графике. В сценарии «Перебалансировка» к 2050 году потребление первичной энергии (TPED) по отношению к ВВП снижается аж в два раза! 

Теперь подробнее о трех сценариях мировой экономики до 2050 года от Equinor, названных «Реформа», «Соперничество» и «Перебалансировка».

Реформа (reform, Ref)

Этот сценарий основывается на предположении, что существующие тенденции на рынках, в технологиях и в политике продолжат развиваться аналогичными темпами. В свою очередь, глобальные энергетические рынки продолжат становиться все более интегрированными, а технологические достижения будут проникать во все регионы. 

Мировой спрос на энергию достигает пика в начале 2040-х годов на уровне примерно на 10% превышающем докризисный уровень, а затем постепенно снижается. Доля ископаемого топлива снижается с более чем 80% энергобаланса сегодня до 65% к 2050 году. Наибольшее сокращение наблюдается в угле, за ним следует нефть, в то время как спрос на газ растет как в абсолютном выражении, так и в доле от общего объема. 

Спрос на электроэнергию быстро растет, увеличившись примерно на 70% за прогнозируемый период, поскольку доля электроэнергии в конечном потреблении энергии увеличивается примерно с 20% сегодня до 30% к 2050 году. Производство солнечной и ветровой электроэнергии вырастет примерно с 8% мирового энергобаланса сегодня до более чем одной трети к 2050 году.

Сценарий имеет самый высокий рост ВВП на протяжении всего периода до 2050 года.

Распространение технологий «углеродного нуля» — улавливание, утилизация и хранение углерода (CCU) и водорода — ограничено, поскольку цены на C02 не растут в достаточной степени, чтобы сделать их коммерчески жизнеспособными. 

Соперничество (rivalry, Riv)

Этот сценарий авторы неохотно признают наиболее вероятным. Здесь отходит на второй план внимание к климатической политике и затормаживается энергопереход к нулевым выбросам. 

Есть много признаков того, что мир рискует встать на такой путь: торговые войны, социальные и политические волнения и региональные конфликтами, которые могут еще больше обостриться. Усиливается протекционизм, авторитарные тенденции в политике, сокращается глобальное сотрудничество, развитие технологий замедляется, экономический рост ослабевает.

Сохраняются мировые дисбалансы, развивающиеся экономики находятся в значительно худшем положении по сравнению с другими сценариями. Экономический рост становится гораздо более энергоемким, чем в двух других сценариях.

Энергетическая безопасность имеет приоритет перед изменением климата. Регионы, имеющие доступ к дешевым и обильным поставкам угля, продолжают полагаться на него как на важную часть энергетического баланса. Газ проигрывает в этих регионах как из-за его более высокой стоимости, так и из-за ориентации на энергетическую независимость, что делает импорт СПГ менее привлекательным. Спрос на нефть значительно выше по сравнению со сценарием «Реформа», причем большая часть разницы объясняется более медленной электрификацией в транспортном секторе. Возобновляемые источники энергии растут быстрыми темпами из-за их низкой стоимости и важности в качестве местного источника энергии, но более медленными темпами по сравнению с другими сценариями.

В целом мировой спрос на энергию увеличивается на 21% по сравнению с 2018 годом, а глобальные выбросы С02, связанные с энергетикой, не достигают пика до конца 2030-х годов. Спрос на электроэнергию растет чуть более чем на 50%, а доля электроэнергии в конечном потреблении энергии остается ниже 25%, что является самым низким показателем среди других сценариев.

Перебалансировка (rebalance, Reb) 

Вероятность этого сценария оценивается как минимальная. Его описание больше похоже на политическую декларацию, чем собственно экономический прогноз производства/потребления энергоресурсов, чего все ждут от подобных документов. 

Сегодня доходы крайне неравномерно распределяются на международном уровне между богатыми и бедными странами, а также внутри стран, пишут авторы. Например, потребление энергии на душу населения в Северной Америке в 8 раз выше, чем в Африке, причем различия в климате объясняют лишь часть этого разрыва. ВВП на душу населения более чем в 20 раз выше. Богатый мир использует ресурсы, не сталкиваясь с истинными издержками их потребления, а климат и другие внешние факторы окружающей среды не отражаются на рыночных ценах на товары и рабочую силу.

Перебалансировка показывает путь развития, на котором экономический рост ускоряется в развивающихся регионах и замедляется в промышленно развитых. Происходит переоценка товаров и услуг с целью отражения негативных внешних эффектов. Это создает стимулы для богатого мира к сокращению отходов и чрезмерного потребления, одновременно смещая акцент с максимизации роста ВВП на оптимизацию других показателей человеческого развития и благосостояния. 

Из программы какой партии левого толка эти фразы? И почему они здесь появились? Не потому ли, что контрольный пакет акций Equinor принадлежит норвежскому государству, и идеи норвежских властей нашли отражение в принципиальном документе главной компании страны? 

Свои лозунги авторы изобразили на рисунке ниже.

Разница в душевом ВВП богатых и бедных сокращается только в сценарии «Перебалансировка», а душевое потребление энергии трех самых богатых стран падает в обоих сценариях, причем для сценария перебалансировка катастрофически: еще лет 30 и кривые пересекутся. 

Часть лозунгов «Перебалансировки» приведена в начале нашего текста. Вот еще:

— продолжающийся рост в промышленно развитых странах в настоящее время приводит лишь к незначительному повышению уровня жизни, в то время как рост в развивающихся регионах не является достаточно быстрым, чтобы способствовать прогрессу, необходимому для декарбонизации и достижения Целей Устойчивого Развития ООН;

— хотя перебалансировка по-прежнему поддерживает фундаментальную концепцию ограничения выбросов для достижения цели [роста приповерхностной температуры воздуха] значительно ниже 2 °С, мы больше не считаем реалистичным предполагать, что такой мир должен иметь самый высокий ВВП из всех наших сценариев к 2050 году;

— в 2020 году мир достиг точки, когда необходимо установить новый баланс между приоритетностью экономического роста и благополучием людей и окружающей среды, если мы хотим найти правдоподобный путь к достижению климатических целей.

Резюме сценария «Перебалансировка»:

— рост ВВП не является самоцелью;

— надо искать другие показатели человеческого развития и благополучия;

— надо замедлить рост экономик развитых стран и ускоренно развивать экономики третьего мира, что приведет к снижению рождаемости и, как отдаленное следствие, падению потребления энергии.

Повторим, замените «ограничение выбросов» на «исчерпание природных ресурсов», и вы получите старую песню о сокращении населения и снижении уровня потребления. 

В сценарии «Перебалансировка» глобальные выбросы С02 сократятся более чем на две трети к 2050 году. Глобальный спрос на энергоносители снижается примерно на 15% по сравнению с уровнем 2019 года, причем спрос на энергоносители в Северной Америке, Европе и промышленном Азиатско-Тихоокеанском регионе сократится вдвое, в то время как спрос в остальном мире (за исключением Китая) вырастет примерно на 30%. Спрос на электроэнергию растет больше, чем в других сценариях, и в 2050 году вырастет почти на 90%. Доля электроэнергии в конечном потреблении энергии к тому времени превысит 40%, а солнечная и ветровая энергия достигнет почти 50%.

Добавим еще выразительный график взлета Китая в сценарии «Перебалансировка»: к 2050 году энергопотребление на душу населения почти сравняется в Китае и развивающихся странах.

Иными словами, предполагается капитуляция Industrialised economies перед Китаем: полная, безоговорочная и с поднятыми вверх руками.

Будущее на графиках

Объективно, в сокращении энергопотребления развитыми экономиками нет ничего нового. На рисунке видно, что с 2005-2007 гг. потребление энергии в развитых странах не растет. Нас пытаются уверить, что развитый мир перешел в постиндустриальную эпоху, в Шестой технологический уклад. Скептики называют другую сермяжную причину: энергоемкая промышленность (металлургия, горная промышленность, производство стройматериалов, крупнотоннажная химия) переместилась в Китай и страны третьего мира, а собачьи парикмахеры и биржевые брокеры при всей дороговизне их услуг (рост ВВП) потребляют энергии меньше токаря за станком.

Показателен рисунок роста ВВП и потребления нефти на ближайшие два года.

ВВР мира к концу 2022 году превысит уровень начала 2019 года, а потребление нефти – отстанет. За три года структура экономики не может измениться для такого расхождения. Основания для сделанного вывода авторы не приводят.

Рост мирового ВВП мало отличается во всех трех сценариях.

Заметное снижение потребления первичной энергии предсказывается только в сценарии «Перебалансировка». А в сценарии «Соперничество» объем ископаемого топлива даже вырастет к 2050 году.

Норвежцы предсказывают значительный рост потребления электроэнергии, возможно, это связано с их верой в развитие рынка электромобилей, по которому они впереди планеты всей, и с резким ростом экономик стран третьего мира.

Чем больше электромобилей, тем меньше потребление топлива. Однако в сценарии соперничество потребление ископаемого топлива не уменьшается

Любимая тема нефтяных аналитиков — прогнозы потребления нефти. Норвежцы предлагают такие варианты.

Веселые ребята из Petroleum Economist наложили на эти кривые данные из доклада BP. Вот что получилось.

Если этих графиков вам лично не хватает, можете нарисовать свой.

***

Фантазии Equinor подкрепляет сбываемость их прогнозов. Нынешний выпуск 10-й по счету. В первом выпуске 2011 года, как утверждается в преамбуле, был предсказан рост возобновляемой энергии к 2020 году в 5,5 раза — результат 5,7 раза. Спрос на нефть в 2011 году около 80 Мб/с, на 2020 год он был предсказан в 92 Мб/с, реально он таким и оказался, хотя и при помощи ковида. 

На фоне многих обзоров и прогнозов, появившихся за последние два месяца, документ Equinor смотрится как наиболее глубокий труд, который имеет смысл учитывать при планировании на близкую и дальнюю перспективу, и время от времени повторно заглядывать в него. 

P.S. Подготовимся к будущему

В заключение посмотрите на два графика из доклада мирового потребления энергии за 150 и 30 лет, и ответьте на вопрос: какой источник энергии растет последние полтораста лет наиболее стабильно, без взлетов и спадов?

Это дрова, нижняя зеленая линия. Ныне их модно называть biomass, перерабатывать в пеллеты и гнать из них метанол на топливо для транспорта. Глядя на графики, просто приходится сделать вывод, что тенденция четко указывает: лет через 50-100, где-то между 30-й и 40-й волной коронавируса, именно дрова станут такой же модной темой энергетики, как ныне ВЭС, СЭС и водород, а пеллеты станут спасителями домовладельцев с тепловыми насосами и электроплитами в безветренную и пасмурную погоду. Начало положено: вы легко найдете в сети футурологические конструкции кухонных печей на пеллетах, на фоне которых чудом техники смотрятся керосинки и примусы начала прошлого века.

Можете также обратить внимание на долю New Renewables в общем объеме энергопотребления (тонкая верхняя полоска). Сколько денег в них вложили за 20 лет, а до дров им еще ой как далеко. 

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"

Материалов нет

Наверх