На мировом газовом рынке наметились три основные тенденции: увеличение экспорта сжиженного газа из США, постепенно растущая роль этого вида топлива в целом, а также постепенный уход от долгосрочных контрактов к спотовым. Это ставит перед Россией задачу диверсификации каналов и рынков сбыта.
В последние 15 лет потребление газа в мире росло в среднем на 2,5% в год, а его доля в мировом энергобалансе достигла 24%.
- По прогнозу британской ВР, в ближайшие 20 лет потребление газа будет расти ежегодно на 1,6%, тогда как нефти — на 0,7%, угля – на 0,2%.
Рост сегмента сжиженного природного газу (СПГ) ожидается в 7 раз выше, чем традиционного. К 2035 году на него будет приходится почти половина мирового рынка (сейчас 32%).
- Прогнозируется значительный рост поставок из Австралии, которые в основном будут поглощены странами Азии, а также из США, которые в том числе будут конкурировать с российским газом в Европе.
- США, которым удалось стать мировым лидером по добыче газа благодаря разработке сланцевых месторождений, наращивают поставки СПГ в Европу. За два первых месяца 2017 года они отправили туда уже 4 корабля с газом (за весь 2016 год – 3, объем поставок составил 0,5 млрд кубометров).
- Ожидается, что в ближайшие несколько лет производство природного газа в США будет расти на 4% в год, в том числе за счет масштабных инвестиций в экспортные терминалы СПГ и нефтехимические заводы.
- Кроме «сланцевого» газа на рынок выходят такие виды энергоресурсов, как метан из угольных пластов и газогидратов. Последний называют альтернативой традиционным энергоносителям. Активные работы по этому направлению ведут США, Китай и Япония. Но пока добыча газа из газогидратов слишком дорога – по оценкам Международного энергетического агентства, стоимость 1 тысячи кубометров $175-350.
Россия занимает второе после США место в мире по добыче природного газа и первое по запасам.
- В 2016 году в РФ было добыто 640 млрд кубометров. Запасы свободного и растворенного газа на госбалансе, по данным Минприроды, составляют 73,2 трлн кубометров.
На экспорт в прошлом году Россия направила рекордные 179,3 млрд кубометров. К 2030 году, согласно энергостратегии страны, прогнозируется рост экспорта, в том числе СПГ, до 270–294 млрд кубометров.
- Но цена поставок снижается вслед за нефтяными ценами. В 2016 году средняя цена нефти марки Urals была на 18% ниже уровня 2015 года, российского газа на европейском рынке – на 42%.
Экспорт газа из России сталкивается и с другими сложностями:
- Европа (основной клиент российского «Газпрома», занимающего 34% на рынках ЕС) настаивает на отказе от долгосрочных контрактов, чья формула цены привязана к нефтяным котировкам, и требует все большей доли спота в формировании цен. Речь идет о цене разовых контрактов на европейских газовых хабах. Россия уже ввела в свои цены спотовую составляющую, но основой цен пока остается привязка к нефти.
- Российские газопроводные проекты встречают противодействие в Европе (проект «Северный поток-2»). Россию обвиняют в том, что проект является не коммерческим, а политическим, и несет угрозу европейской энергобезопасности.
Тем не менее, у экспорта газа из России хорошие перспективы.
- Конкурентное преимущество России состоит в возможности комбинированных поставок как по трубопроводу, так и морским транспортом (СПГ), в том числе в рамках одного контракта (например, во время пиков потребления). Основные конкуренты России (США, Малайзия, Катар) могут поставлять СПГ только по морю, либо только по трубам (Иран, Туркмения, Азербайджан), но для этого нужна инфраструктура, а она есть не везде.
- Занять рыночную нишу на рынке Китая России поможет строящийся газопровод «Сила Сибири».
- Кроме того, к перспективным направлениям развития отечественной отрасли относится глубокая переработка газа, в том числе производство газомоторного топлива и гелия.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:
- Увеличение доли СПГ на мировом рынке
«Что касается сжиженного природного газа и роста его объемов торговли – это говорит о том, что рынок становится все более и более глобальным: все большее и большее количество стран в своих энергостратегиях опирается именно на этот энергоресурс… Мы понимаем, что в абсолютных цифрах соответственно и объемы торговли сжиженным природным газом… возросли», – Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром».
«Можно сказать, что СПГ будет играть одну из основных ролей, будет очень значимым», – Саид Мухаммед Хуссейн Адели, генеральный секретарь Форума стран-экспортеров газа (GECF).
«То, что мы видим сегодня: есть, конечно, много мнений, но мы считаем, что СПГ будет продолжать расти», – Сунь Сяньшэнь, генеральный секретарь Международного энергетического форума (IEF).
- Спотовый рынок газа Евросоюза неэффективен
«Спотовые площадки показали свою неликвидность: нет таких объемов газа на этих спотовых площадках, которые востребованы потребителями в условиях этого пикового спроса… Цены на спотовых площадках были существенно выше цен долгосрочных контрактов «Газпрома». При этом, на самом деле, это десятки процентов… Спотовая торговля на европейских газовых хабах не является надежным, не является стабильным источником ценообразования. И тому есть примеры прошедшей зимы», – Алексей Миллер.
ПРОБЛЕМЫ:
- Энергобезопасность Европы требует развития газопроводной инфраструктуры
«Мы введем этот газопровод ("Северный поток-2") в конце 2019 года… Если рост спроса на российский газ продолжится теми же темпами, как мы видим в течение последних полутора лет, то, по-видимому, и "Северного потока-2" будет недостаточно для того, чтобы удовлетворять растущий спрос на российский газ на европейском рынке», - Алексей Миллер.
«Некоторые представители в Брюсселе говорят о том, что просто диверсификация источников газа обеспечивает чистоту поставок. Эти расчеты не срабатывают: важный элемент заключается в правильном соотношении между надежностью поставок и надежностью транспортных коридоров», – Райнер Зеле, генеральный директор OMV AG.
«Если же мы говорим о безопасных поставках, то необходимо говорить об инфраструктуре: и единственное, чего не хватает европейскому рынку [газа], чтобы он стал полноценным рынком – и гибким, и независимым рынком – это достаточно развитая инфраструктура», – Марио Мерен, главный исполнительный директор Wintershall.
РЕШЕНИЯ:
- «Северный поток-2» должен получить поддержку
«Газпром» является самым крупным инвестором в развитие газовой инфраструктуры Европы. Поэтому проект «Северный поток-2» заслуживает поддержки как национальных правительств, так и Брюсселя, нам нужны дополнительные маршруты поставок», - Райнер Зеле.
- Обеспечение потребления газа в Европе в пиковые периоды
«Мы еще большее внимание будем уделять вопросам закачки газа в ПХГ (подземные хранилища газа) Европы. И мы уже сейчас понимаем, что востребованность газа из подземных хранилищ в Европе в предстоящую зиму 2017-2018 гг. будет больше, чем зимой прошедшей», – Алексей Миллер.
- Экология: замещение угля газом
«Когда мы говорим о том, что должны придерживаться целей по энергоэффективности и защите природы, мы должны говорить о том, что газ в первую очередь нужен для замены угля. Кроме того, необходимо понять, что снижается собственное производство газа в Европе гораздо быстрее, чем ожидалось. В силу этих двух основных причин Европе нужны дополнительные объемы газа из надежных источников по приемлемым ценам. Дамы и господа, нравится вам это или нет, Россия доказала, что она является одним из самых надежных источников поставок газа в Европу», – Райнер Зеле.
«Нужно больше говорить о реальной цели энергетической политики, а этими целями могут быть только эффективные снижения выбросов парниковых газов… Пусть рынок решает, пусть технологии решают, как это можно сделать. Если вы это сделаете, то тогда газ займет достойное место на энергетическом рынке», – Марио Мерен.
Дополнительная информация
- Источник: ТАСС
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"
Материалов нет