ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 93,44 -0,65
EUR 99,58 -0,95
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Стратегическая цель войны

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/B-17F.jpg

В рамках всенародного празднования 75-летия Победы, думаю, будет нелишним вспомнить и о круглой дате хоть и «второго порядка», но связанной с весьма важным событием в хронологии Второй мировой войны. Речь идет о 80-летии начала регулярных бомбардировок нефтяных объектов нацистской Германии и ее сателлитов.

 

Горючка для блицкрига

Общеизвестно, что одним из наиболее уязвимых мест вермахта был постоянный и острый топливный дефицит. Ядром стратегии Гитлера, обеспечивавшей пресловутый блицкриг, было развертывание мощных высокомобильных ударных группировок. Для стремительно наступавших бронетанковых, артиллерийских и авиационных армад нужны были огромные резервы  горючего, которого всегда не хватало.

В сентябре 1939 года, после начала Второй Мировой войны и захвата Польши, топливный баланс нацистской Германии резко изменился — англичане ввели морскую блокаду рейха, тем самым отрезав основные пути экспорта нефти и нефтепродуктов из Латинской Америки и Голландской Ост-Индии (Индонезии). 

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/Rafinaria-Columbia_Ploiesti_1931.jpg

В результате немецкий нефтеимпорт снизился более чем вдвое, и основным поставщиком топлива в рейх стала Румыния. В связи с этим в декабре 1939 года был подписан румыно-германский торговый договор, отменявший все ограничения на поставки нефтепродуктов. Соответственно, объемы поставок нефти и нефтепродуктов с предгорий Карпат для нужд Германии и воюющего вермахта существенно выросли — в 1940 году они составили 1,43 млн тонн, а в следующем году — вдвое больше. В отдельные периоды Румыния закрывала около 90% всего немецкого нефтеимпорта. 

До и после «Адского Джека»

Румыния наряду с США (штат Пенсильвания) и Россией (Апшеронский полуостров, Баку) — пионер мировой нефтянки. Промышленная добыча и переработка нефти началась здесь еще в 1857 году, когда в городе Плоешти, в 60 км севернее Бухареста, был построен один из первых в мире нефтеперерабатывающих заводов.

Через полвека, к началу Первой Мировой войны в Плоешти и его окрестностях — малых городках провинции Прахова — добывалось около 2 млн тонн нефти в год и работало около десятка НПЗ (преимущественно с иностранным капиталом). 

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/field_Moreni.jpg

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/norton-griffiths.jpgВо время Первой мировой войны по нефтяной индустрии Румынии был нанесен мощнейший удар — в связи с угрозой захвата немцами румынских нефтепромыслов и НПЗ (что, собственно, и произошло в декабре 1916 года) английское правительство приняло решение их уничтожить. Эту миссию успешно осуществил подполковник инженерных войск Британской армии Джон Нортон-Гриффитс по прозвищу «Адский Джек». Буровые вышки были  разрушены, скважины подожжены и «запечатаны» сброшенным туда буровым оборудованием, нефтеперегонные установки подорваны мощными гелигнитовыми зарядами. Сырая нефть в объеме 800 тысяч тонн, хранившаяся в резервуарных парках, была подожжена и горела, застилая все вокруг черным удушливым дымом; днем в Плоешти было темно как ночью.

Возобновить добычу на румынских месторождениях немцы смогли лишь спустя полгода после захвата нефтяного района. В 1917 году нефтедобыча в Румынии составила только треть от уровня 1914 года, в 1918 году — 80% (подробнее об уничтожении румынских нефтепромыслов и НПЗ читайте в материале «Как Центральные державы лишились румынской нефти»)

В межвоенный период румынская нефтянка активно развивалась, достигнув в 1938 году пика добычи — 6,6 млн тонн. Когда началась Вторая Мировая война, плоештинский нефтяной кластер как важнейший компонент военно-экономического потенциала рейха естественным образом стал одной из главных тыловых целей для атаки. Но английский воздушный флот в тот период еще не обладал необходимыми возможностями — дальняя бомбардировочная авиация Королевских ВВС еще только создавалась. Британские бомбовозы могли «дотянуться» только до объектов, расположенных на западе Германии. 

Старина Уинни взялся за дело

10 мая 1940 года Германия напала на Францию, и в тот же день Уинстон Черчилль стал премьер-министром Англии. Старый вояка Уинни, ненавидевший Гитлера и любивший французов как товарищей по оружию со времен Первой Мировой, взялся за дело без раскачки — он реанимировал подготовленный в 1939 году Western Air Plan и дал команду штабу Королевских ВВС готовить атаку.

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/%D0%A3%D0%B8%D1%82%D0%BB%D0%B8.png

Вскоре, спустя 5 дней, состоялся «великий почин» — 24 средних двухмоторных бомбардировщиков Hampden, Wellington и Whitley отбомбились по НПЗ и электростанциям Рурской области. На следующий день налет повторился, а 17 мая нефтяные объекты Гамбурга атаковали уже почти полсотни  бомбовозов — по сути, это была репетиция грядущих ковровых бомбардировок. Массированные атаки продолжались в течение месяца, охватив, помимо Гамбурга и Рура, еще Бремен, Франкфурт и Лейпциг (огромный химзавод Leuna, где производилось синтетическое топливо), но затем началась эпическая «Битва за Англию», и вся наличная британская авиация была брошена на решение задач противовоздушной обороны и обработки ближних тылов противника.

«Нефтяные» бомбардировки возобновились 9 января 1941 года, когда был накрыт  крупный завод синтетического бензина в Гельзенкирхене. Спустя месяц была проведена уже полноценная ковровая бомбардировка — 222 самолета бомбили НПЗ, химзавод и нефтебазы в Ганновере. 

Сразу же после нападения Германии на СССР 22 июня 1941 года советская авиация начала бомбить Румынию. Налеты производились с крымских площадок (в основном, с аэродрома Саки) и продолжались в течение двух месяцев. Среди уничтоженных или поврежденных румынских объектов в отчетах Главного штаба ВВС Красной армии значится нефтехранилище в Констанце — крупнейшем черноморском порту.

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/Halifax.jpg

29 июня, спустя неделю после начала войны на Восточном фронте, англичанам впервые удалось провести «тестовое» бомбометание по НПЗ Плоешти (в налете участвовала эскадрилья новейших тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков Halifax). Спустя две недели атака была проведена в прежних параметрах, а потом последовала почти годичная пауза.

Союзные силы

В ходе этого «простоя по вине администрации» проводились штабное планирование, организационно-мобилизационная работа и накапливание ресурсов. В апреле 1942 года американские авиационные части, дислоцированные в Северной Африке, получили директиву присоединиться к Королевским ВВС для нанесения ударов по глубоким тылам противника в Западной и Центральной Европе.

После этого американский военный атташе в Египте полковник Боннер Феллерс подписал меморандум: «Румынская нефть на сегодняшний день является наиболее важной задачей и стратегической целью войны». Через два месяца после этого, 12 июня 1942 года, эскадрилья из 13 тяжелых бомбардировщиков B-24 Liberator разбомбила крупный плоештинский НПЗ Astra Romana. Это была первая воздушная атака авиации США на европейском театре военных действий.

Затем англо-американская дальняя авиация стала бомбить нефтяную инфраструктуру континентальной Европы весьма регулярно — в среднем, два раза в месяц. К объектам в Германии и Румынии добавились итальянские НПЗ и нефтебазы в Бари и Специи. Вылеты, в основном, совершались с военных аэродромов Каира (Египет) и Бенгази (Ливия). 

Касабланкская директива

В январе 1943 года на союзной конференции в Касабланке с участием Черчилля, Рузвельта и де Голля (Сталин был приглашен, но не смог приехать) было принято решение начать стратегические бомбардировки Германии силами объединенной англо-американской авиации. Операция получила кодовое название Pointblank. В соответствующем документе говорилось: «Первоочередная задача операции — эскалация действий по разрушению и дезорганизации германской военной, промышленной и экономической системы и подрыв морального духа немцев до такой степени, когда их способность к вооруженному сопротивлению будет безвозвратно утрачена».

Ответственность за реализацию плана была возложена на главнокомандующего Объединенных сил союзников в Европе Фрэнка Эндрюса (увы, он вскоре погиб в авиакатастрофе; в его честь названа столичная авиабаза — главный правительственный аэропорт США) и руководителей английских и американских ВВС Артура Теддера и Генри Арнольда. 

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/Arnold.pngHenry Arnold

Касабланкская конференция приняла и ряд других важных решений, включая постановку задач военной кампании 1943 года — взятие Туниса, разгром северо-африканской группировки противника, десант на Сицилию, захват этого острова и затем южной Италии. Высадка союзников и наступательная операция в Нормандии (операция Roundup, затем переименованная в Overlord) была запланирована на конец 1943 года с возможным переносом на 1944 год (что впоследствии и произошло).

Кроме того, в Касабланке была сформулирована позиция, выходящая за рамки чисто военной стратегии: западные союзники впервые публично изложили требование безоговорочной капитуляции стран «оси» — Германии, Италии и Японии.

На честном слове

Во исполнение Касабланкской директивы Объединенное командование союзников утвердило план стратегических бомбардировок вражеских предприятий нефтяной промышленности — 39 целей, включая заводы по производству синтетического бензина по методам Бергиуса (гидрогенизация) и Фишера-Тропша (синтез-газ), искусственного каучука, резиновых шин, моторных масел, нефтяного кокса и  тетраэтилсвинца, а также месторождения нефти, компрессорные станции магистральных трубопроводов и крупные нефтехранилища (подробнее о немецких заводах синтетического топлива читайте в материале «Синтетика на крови»). 

Спустя месяц этот план был конкретизирован и дополнен фразой о том, что эффективные бомбардировки нефтяных объектов Германии и Румынии (Плоешти) «должны сократить немецкие нефтяные ресурсы на 90%». Сказано — сделано: 20 апреля была проведена наиболее массированная на тот момент воздушная атака — сразу 339 американских и английских бомбардировщиков атаковали НПЗ на территории современной Польши — в Полице, Свинемюнде (Свиноуйсьце) и Штеттине (Щецин), а также крупный завод по производству синтетического бензина в Ораниенбурге, на котором работали узники концлагеря Заксенхаузен.

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/Arthur_Harris.jpgСогласно плану операции Pointblank британская авиация выполняла, в основном, ночные ковровые бомбардировки, а американская — дневные, прицельные. Общее руководство авианалетами осуществляли начальник штаба Королевских ВВС Чарльз Портал, командующий английской бомбардировочной авиацией Артур Харрис (он же Bomber Harris) и его американский коллега Карл Спаатс. В ходе операции использовались различные тактические приемы и новые виды вооружения, включая тяжелые фугасные бомбы, вызывающие мощную ударную волну — так называемые блокбастеры (blockbusters; дословно — «взрывающие квартал»).

В марте 1943 года английская военная пресса опубликовала репортаж о том, как пораженный зенитным огнем и горящий В-17, названный экипажем The Southern Comfort, чудом дотянул до родного аэродрома. Вскоре эта история, ставшая песней Coming in on a Wing and a Prayer и записанная в ритме фокстрота популярной американской группой Song Spinners, заняла первое место в июньском чарте Billboard Pop Hit. А когда ее спели Фрэнк Синатра и Леонид Утесов («Песенка американских бомбардировщиков» — «На честном слове и на одном крыле»), она стала уже международным хитом.

http://neftianka.ru/wp-content/uploads/2020/02/B-17.jpg

Самая массированная бомбардировка района Плоешти состоялась 1 августа 1943 года. Эта крупная военно-воздушная операция союзников, названная Tidal Wave («Прибой»), получила широкую известность в кругу военных специалистов и заслуживает того, чтобы рассказать о ней отдельно.

(Окончание следует)

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"

Материалов нет

Наверх