ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 93,44 -0,65
EUR 99,58 -0,95
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Газовый фактор

Сегодняшним обзорным материалом мы начинаем большой цикл статей, посвященных 75-летию отечественной газовой промышленности.

День рождения

Газовые промыслы существовали в СССР с тридцатых годов, но газотранспортная система находилась в зачаточном состоянии — в 1940 году в огромной стране было всего 325 км действующих газопроводов местного значения. Во время войны в Советском Союзе заработали несколько недавно открытых газовых месторождений — в Куйбышевской (Самарской) и Саратовской областях и в Коми АССР, а первая магистральная газовая труба появилась через год после Победы — 11 июля 1946 года вступил в строй первый в Советском Союзе и второй в мире «сверхдальний» (это официальная формулировка) магистральный газопровод Саратов — Москва. Многие эксперты считают эту дату днем рождения российской/советской газовой промышленности в ее современном понимании.

Протяженность газопровода, оснащенного шестью компрессорными станциями, составила 843 км, диаметр трубы — 325 мм. Рабочее давление в 5,5 МПа обеспечивали 24 дожимных компрессорных агрегата. Основное оборудование и материалы для него — тонкостенные бесшовные трубы, газоперекачивающие агрегаты, компрессоры, газопоршневые электростанции — были получены из США по ленд-лизу и дополнительному контракту по поставкам — Pipeline Agreement, подписанному сразу после окончания Второй мировой войны.

Летом-осенью 1945 года, на пике линейных работ, на строительстве газопровода работали около 30 тыс. человек. Часть этого контингента составляли мобилизованные колхозники из деревень, расположенных в восьмикилометровой полосе вдоль трассы газопровода, а также вольнонаемные и военнослужащие тыловых частей. Специальные работы (например, взрывные) выполняли армейские саперы, подводную прокладку трубы — водолазы. Основной рабочей силой были заключенные, приписанные к одной из гулаговских структур — Главному управлению аэродромного строительства НКВД, а также военнопленные. 

Благодаря поданному по магистрали природному газу с Елшанского и Курдюмского месторождений Саратовской области началась массовая газификация Москвы. 

На севере диком

Параллельно с куйбышевским и саратовским газовыми кластерами, газ которых шел, в основном, на нужды эвакуированных в Поволжье многочисленных предприятий оборонной промышленности, в годы войны активно развивался Ижемский комплекс в Коми АССР. Здесь на базе открытого еще в 1935 году Седьельского месторождения (потом к нему добавились Войвожское и Нибельское месторождения; общие извлекаемые запасы газа в регионе приблизились к 10 млрд кубометров) силами заключенных УхтИжемЛага был создан Ижемский газовый промысел, насчитывающий 58 эксплуатационных скважин. Газ подавался на расположенный в деревне Крутая комбинат по производству технического углерода (сажи) – базового сырья для резинотехнической промышленности. В годы войны на промысле было добыто более 1,5 млрд кубометров газа и произведено более 15 тыс. тонн сажи. В 1946 году была проложена магистраль Крутая — Ухта, через два года — более мощный газопровод Войвож — Ухта диаметром 325 мм и протяженностью 102 км. В ходе строительства этой трассы был использован крайне эффективный метод наземной укладки труб на скользящих опорах с компенсаторами. Эта технология возведения самонесущих самокомпенсирующихся подвесных трубопроводов в дальнейшем широко тиражировалась и в СССР, и в других странах мира при прокладке магистралей на сложном рельефе и неустойчивых грунтах (горы, болота, вечная мерзлота, тектонические разломы и т.д.). 

Ленинград, Киев, Москва

В 1948 году в структуре Миннефтепрома СССР было создано Главное управление по добыче природного газа. Вскоре в Ленинград, «северную столицу», по двухсоткилометровому трубопроводу был подан сланцевый газ с эстонского месторождения Кохтла-Ярве. В 1950 году в Харьковской области было открыто на тот момент крупнейшее в Европе Шебелинское месторождение с начальными извлекаемыми запасами 650 млрд кубометров газа. Пока осваивалась Шебелинка, в Москву пришел газ из западно-украинской Дашавы, благодаря которому ранее началась газификация Киева и Тернополя. 

В 1956 году, с учетом резко возросших масштабов деятельности, газовый главк был изъят из Миннефтепрома и преобразован в Главное управление газовой промышленности, подчиненное напрямую Совету Министров СССР (по сути, это уже был прообраз самостоятельного министерства). Возглавил Главгаз легендарный человек, Герой Советского Союза Алексей Кортунов, который руководил отраслью более пятнадцати лет. 

В том же году было открыто огромное Газлинское газовое месторождение (Бухарская область Узбекистана). А завершился этот год для газовиков успешным пуском в эксплуатацию двухниточного магистрального трубопровода Ставрополь – Москва. Сырьевой базой для этой магистрали стало открытое пятью годами ранее Северо-Ставропольско-Пелагиадинское месторождение с извлекаемыми запасами более 200 млрд кубометров газа. Через год была проложена третья нитка магистрали, подача газа увеличилась до 20 млн кубометров в сутки, и Москва стала крупнейшим потребителем газа в мире. 

Отраслевой штаб

В 1959 году ставропольский газ пришел в северную столицу СССР по трубопроводу Серпухов — Ленинград, и началась масштабная газификация «колыбели революции». Вообще, 1959 год стал этапным для советской газовой индустрии – можно сказать, что новая отрасль окончательно встала на ноги. Именно тогда в стране началось масштабное проектирование и строительство подземных газохранилищ в соляных пластах, вечномерзлых и других непроницаемых горных породах. Кроме того, были введены в строй сразу несколько магистральных газопроводов, материально-технической основой для которых стали спирально-шовные трубы отечественного производства диаметром 529, 720 и 1020 мм. И еще одно важное событие того насыщенного яркими свершениями года: Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М. Губкина (знаменитая «Керосинка») впервые начал целевую подготовку инженеров-механиков для сооружения газопроводов и газохранилищ.

В 1963 году был создан Государственный комитет по газовой промышленности, через два года преобразованный в министерство — Мингазпром. Первым газовым министром стал все тот же Кортунов. На этом эксперименты с организационной структурой отраслевого штаба газовиков прекратились.

Год подарков

В 1966 году были построены первый в Западной Сибири газопровод Игрим — Серов (525 км) и мега-газопровод Бухара – Урал общей протяженностью почти 4,5 тыс. км и диаметром 1020 мм. Это позволило подать узбекский газ на промышленный Урал и газифицировать 33 города, включая такие мощные индустриальные центры, как Нижний Тагил, Первоуральск, Свердловск (ныне — Екатеринбург), Челябинск, Миасс, Магнитогорск и Орск. 

В том же году советские геологи сделали промысловикам беспрецедентные «подарки», практически одновременно открыв два уникальных газовых месторождения — крупнейшее в Европе и крупнейшее в мире — Оренбургское и Уренгойское. 

Начальные извлекаемые запасы Оренбургского газоконденсатного месторождения, протянувшегося на 120 км по левобережью реки Урал, составили 2 трлн кубометров природного газа и 120 млн тонн газового конденсата. Запасы приполярного Уренгоя, расположенного в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, были значительно больше и поначалу просто не укладывались в голове — 11 трлн кубометров газа и 400 млн тонн газового конденсата! Протяженность месторождения с севера на юг — 220 км, его площадь — более 6 тыс. кв. км! Впоследствии на севере Западной Сибири были открыты еще несколько гигантских и супергигантских газовых месторождений – Ямбургское, Бованенковское, Заполярное, Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Пангодинское.

«Сделка века»

В 1967 году был введен в строй газопровод «Братство», предназначенный для поставки советского газа в Чехословакию (основной ресурсной базой для него был печорский газ, поданный на западную границу СССР по трубопроводной системе «Сияние Севера»: Вуктыл — Ухта — Торжок — Ивацевичи — Долина — Ужгород). Затем от «Братства» был построен отвод, по которому «голубое топливо» поступило в Австрию и Италию. Вскоре был подписан договор на поставку газа во Францию. Но все это было лишь прелюдией к «сделке века» — историческому соглашению, подписанному в 1970 году и предусматривающему трубопроводную поставку в ФРГ (крупнейший в Европе потребитель энергоресурсов) советского природного газа. Одновременно с рядом западногерманских компаний был подписан отдельный контракт на поставку в СССР 1,2 млн тонн труб большого диаметра (1420 мм) для строительства магистральных газопроводов. Отсюда пошло и устоявшееся название этой сенсационной сделки — Gas — Rohren («газ — трубы»). Подача газа в ГДР предусматривалась по отдельному межправительственному соглашению и по отдельной трубе.

Первый советский газ пришел в ФРГ в конце 1973 года. Объемы поставок постоянно росли, и «сделка века» стала началом целой системы долгосрочных контрактов, в ходе реализации которых появились уникальные магистральные газопроводы Уренгой – Помары – Ужгород, Ямбург – Западная граница («Прогресс»), центрально-европейские газопроводы Stegal, Midal и Wedal, крупнейшие в Европе подземные газохранилища Reden, Haidach и Katharina, двухниточный «Северный поток» и многие другие мощные инфраструктурные объекты. 

Годовой объем поставок газа в Германию вырос до 55 млрд кубометров в год, а суммарный накопленный объем приблизился к гигантской цифре 1,3 трлн кубометров. В целом на пике поставок СССР прокачивал на экспорт в ближнее (соцстраны) и дальнее зарубежье около 110 млрд кубометров природного газа. Отметим, что нынешняя Россия экспортирует в 2,5 раза больше (крупнейший газоэкспортер в мире), поскольку спрос на «голубое топливо» устойчиво растет.

Экспортный потенциал

Но мы забежали далеко вперед. В 1972 году началось строительство экспортного газопровода «Союз» (Оренбург — Западная граница) длиной 2750 км, диаметром 1420 мм и объемом прокачки 26 млрд кубометров газа в год. Главной задачей этой трубы, запущенной в 1980 году, было газоснабжение центрально-европейских соцстран — Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии; часть объемов газа шла дальше на запад — в Австрию, ФРГ, Швейцарию, Францию и Италию. Вскоре проект расширился за счет включения в него сырья с Карачаганакского месторождения в Казахстане.

В 1976 году недалеко от Астрахани было открыто гигантское газоконденсатное месторождение с запасами 2,5 трлн млрд кубометров газа и 400 млн тонн конденсата. В 1987 году началась эксплуатация месторождения. 

В связи с огромным экспортным потенциалом газовой отрасли ее развитие в 70–80-е годы считалось приоритетом для экономики страны. Соответственно, при строительстве газовых промыслов и прокладке магистральных газопроводов широко использовалось импортные агрегаты (буровое оборудование, блочно-комплектные компрессорные станции, установки по осушке и очистке газа), гусеничная и колесная техника, а также трубы большого диаметра. Активно привлекались к строительно-монтажным работам специализированные организации из социалистических стран, расчеты с которыми производились поставляемым газом.

На южных рубежах

Интересно, что, будучи «газовой сверхдержавой», Советский Союз импортировал «голубое топливо» для газификации районов, отдаленных от основных газовых промыслов. В частности, в 1967 году советские газовики освоили на севере Афганистана два крупных месторождения — Ходжа-Гугердаг и Джаркудук, а затем подали афганский газ в Таджикистан и Узбекистан. «Попутно» советские строители построили в Афганистане магистральный газопровод Шиберган — Мазари-Шариф. 

В 1970 году начался импорт газа из Ирана в Азербайджан, Грузию и Армению. Для этого с иранского побережья Персидского залива был проложен газопровод протяженностью 1100 км, диаметром 1070 мм и пропускной способностью до 10 млрд кубометров в год. Особый статус этого проекта подчеркивала торжественность церемонии пуска газопровода, на которую прибыли председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный и шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви.

Следом за этим советские специалисты провели с юга Ирана до Тегерана, столицы страны, еще один магистральный газопровод протяженностью около 500 км.

Интересно, что при строительстве газопроводов в Иране впервые в советской практике была введена система смешанной оплаты труда работников в рублях и иностранной валюте. В частности, перевыполнение плана позволяло получить до 10% валютной надбавки. Возможно, именно внедрение такой премиальной системы привело к тому, что иранские газопроводы были построены раньше срока и с очень высоким качеством — они находятся в работоспособном состоянии и по сей день.

* * *

Обобщая сказанное, отметим, что уникальная советская/российская Единая система газоснабжения, включающая в себя промыслы, газопроводные магистрали (в том числе экспортные) и подземные газохранилища, — крупнейшая в мире. Это — важнейший фактор энергетической безопасности и экономического благосостояния нашей страны.

Григорий Волчек

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Бизнес"

Материалов нет

Наверх