ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 83,68 -0,15
EUR 89,66 -0,89
Brent 76.28/76.29WTI 72.68/72.70

Макроэкономическая политика: от стабилизации к росту

В 2016 г. российская экономика преодолела рецессию. Теперь ее ждет подъем, сходятся во мнении эксперты. Но если не убрать существующие ограничения, расти она будет медленно, обрекая страну на все большее отставание. Потому Россия ставит целью вывести экономику на темпы роста выше мировых. Владимир Путин поручил правительству подготовить соответствующий план действий, а Центру стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина — новую стратегию развития страны до 2024 г.

После рецессии 2015 г., когда ВВП России упал на 2,8%, российская экономика стабилизировалась — спад по итогам 2016 г. составил 0,2%, что оказалось лучше прогнозов. Улучшились и другие показатели:

  • Промышленное производство выросло на 1,3% после спада на 0,8% в 2015 г.
  • В 3,7 раза сократился чистый отток капитала — до $15,4 млрд, с $57,5 млрд в 2015 г. Это позволило рублю сохранить устойчивость — его номинальный курс к доллару США, рассчитанный за год, снизился на 9% после падения в 2015 г. более чем в 1,5 раза.
  • Инфляция составила 5,4% против 12,9% годом ранее. Это минимальный показатель за всю историю России.

В 2017 г. и в ближайшие два года российскую экономику ждет рост:

  • Минэкономразвития в апрельском прогнозе говорит о 2% в 2017 г. и 1,5% в 2018-м и 2019 гг. (при цене на нефть  $45,6 за баррель в 2017 г., $40,8 в 2018-м и $41,6 в 2019-м);
  • МВФ прогнозирует 1,4% в 2017 году, 1,44% в 2018-м и 1,5% в 2019-м.

Но эти темпы, согласно прогнозам МВФ и Всемирного банка, будут в два раз ниже мировых, что обрекает Россию на все большее отставание.

 

Поэтому президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в конце 2016 г. поручил правительству подготовить комплексный план действий на 2017-2025 гг., который позволит вывести российскую экономику уже к 2019-2020 гг. на темпы роста выше мировых.

Одновременно ЦСР, возглавляемый бывшим вице-премьером Алексеем Кудриным, также по поручению президента, начал разработку стратегии развития страны на 2018-2024 гг. (Именно ЦСР сформировал программу реформ в экономике на первый срок Владимира Путина, главной ее целью стало удвоение ВВП страны за 10 лет).

В мае 2017 г. Алексей Кудрин сообщил о завершении работы над документом. Россия может расти темпами выше 4%, что позволит ей к 2035 году удвоить свой ВВП, убежден он. Но для этого нужны системные институциональные реформы и ряд условий:

  • снижение инфляции, что создает основу для долгосрочных инвестиций;
  • сбалансированная пенсионная система, в том числе за счет повышения пенсионного возраста;
  • реформа госуправления, направленная на снижение издержек, повышение прозрачности и скорости принятия решений;
  • перераспределение госрасходов в пользу развития человеческого капитала и инфраструктуры;
  • снижение давления на бизнес, реформа судебной и правоохранительной систем, уменьшение доли государства в экономике, бюджетная консолидация.

Минэкономразвития видит главную задачу правительства в том, чтобы обеспечить бизнесу определенность экономических условий (предсказуемость инфляции, бюджетной политики, налоговой системы) и устранить структурные ограничения для роста.

План предполагает меры по улучшению делового климата, наращиванию несырьевого экспорта; развитию малого и среднего предпринимательства; повышению эффективности господдержки отраслей экономики, результативности инвестпроектов, реформе налоговой системы.

В работе над документами участвуют различные аналитические группы и бизнес-объединения. В частности, «Столыпинский клуб» разработал  целую стратегию. Она также предполагает повышение темпов роста российской экономики до 4% в год, но делает ставку не на бюджетную консолидацию и подавление инфляции, а на стимулирующие меры: смягчение денежно-кредитной политики и повышение доступности кредитования, поддержку инвестиций.

Часть этих идей, очевидно, будет принята. Так, правительство уже заявило о готовности ввести общую льготу в виде понижения налога на прибыль до 5%, если средства идут на инвестиции в основной капитал.

Еще один аспект — роль региональных и местных властей в стимулировании экономики.

  • В начале февраля 2017 г. правительство утвердило для регионов 12 целевых моделей упрощения ведения бизнеса, основанных на так называемых лучших практиках. На их основе регионы напишут свои «дорожные карты» по улучшению инвестклимата. Первые результаты должны быть представлены до конца 2017 г.

ПРОБЛЕМЫ:

  • Стагнация экономики

“На ближайшие три года по всем прогнозам базовый, инерционный рост экономики составляет 1,5% ежегодно (ВВП). Мы попали в тренд, из которого никак не можем выйти и поднять темпы экономического роста”, — глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

  • Сокращение бюджетных доходов

“Падение доходов за последние 7 лет составило 7% ВВП. Это большой удар по бюджетной системе. В ближайшие 3 года доходы еще снизятся, по прогнозу Минфина, примерно на 2% ВВП. (…) По правилу Минфина это означает, что расходы должны сокращаться (…) С кого-то нужно будет снять примерно 1,8 трлн рублей — это бюджетный сектор, дороги, образование”, — Алексей Кудрин.

  • Излишнее госрегулирование

“С 2003-го по 2017-й количество государственных функций удвоилось. Государство, не справляясь с технологической революцией, повышением производительности, наращивало себе функции. Зарегулировали. (…) Масштаб проверок превысил разумность”, — Алексей Кудрин.

 

РЕШЕНИЯ:

  • Создание стабильных условий

“Понятное, прозрачное и предсказуемое государство по всем направлениям: налоги, тарифы, контрольно-надзорная деятельность, государственные закупки, государственная поддержка. Создание этой среды очень важно для того, чтобы бизнес понимал, что риски низкие и можно инвестировать”, — министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

“Нам самое главное — выстроить долгосрочный тренд на обеспечение стабильности бюджетной системы государства. Когда мы перестанем жить в долг, проедая резервы, когда мы сбалансируем бюджет, тогда мы сможем выстраивать стабильную финансовую, бюджетную и экономическую политику”, — министр финансов РФ Антон Силуанов.

“Цель — обеспечить среднесрочную стабильность низкой инфляции (…) наиболее выраженными будут эффекты от низкой инфляции: будут снижаться ставки, будут более доступны кредиты, а главное — расширится горизонт планирования, это будет способствовать росту инвестиций, росту конкурентоспособности”, — глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина.

  • Приватизация госкомпаний и увеличение частного сектора

“Надо расширять долю частного сектора, который реагирует быстрее на все новые изменения. (…) Нефтяной сектор весь должен быть приватизирован в ближайшие 6-8 лет. Государственный статус приносит больше вред этим компаниям, чем положительный эффект”, — Алексей Кудрин.

  • Повышение производительности труда, использование новых технологий

“Для России тема производительности труда имеет центральное место (…) Надо стимулировать инновации в бизнесе, объединить науку и производство,” — Кристалина Георгиева, главный исполнительный директор, группа Всемирного банка.

“Три основные сферы — это логистика, торговля, отчетность и все, что связано с взаимоотношениями с государством. Именно здесь новые технологии могут серьезно снизить издержки бизнеса и тем самым сделать инвестиционные проекты более рентабельными и увеличить их количество”, — Максим Орешкин.

“Нужно создать условия для научной и инновационной деятельности, для технологичного предпринимательства, нужно снизить барьеры для них, нужно инвестировать в эту сферу (…), создавать консорциумы научно-технологические, партнерства с государством, субсидирование за счет государства такого рода центров”, — Алексей Кудрин.

  • Увеличение экспорта

“Задача не только создать конкурентоспособную продукцию, но и выйти с ней на рынок. (…) Нам нужно удвоение несырьевого экспорта (…), нужно создать те институты, которые продвигают нашу продукцию на мировые рынки”, — Алексей Кудрин.

  • Увеличение инвестиций в инфраструктуру

“Нам к текущему уровню инвестиций нужно добавлять 5 трлн рублей каждый год (…) Каналы поступления финансирования в экономику должны развиваться, и мы сейчас работаем над программами по стимулированию инвестиций в инфраструктуру и в новые greenfield-проекты, которые как раз будут двигать вперед экономику”, — Максим Орешкин.

“Необходимо сконцентрироваться на том, что не работает, и где резервы для улучшения бизнес-среды высоки. Например, на логистике, она находится на 99 месте”, — Кристалина Георгиева.

“Государство должно меньше вкладываться в госкомпании в виде дотаций на их поддержание, и переориентировать средства на инфраструктуру. Мы предлагаем на 0,8% нарастить расходы в этой сфере”, — Алексей Кудрин.

“Мы очень сильно не используем привлечение частного капитала в инфраструктуру. Мы как раз будем работать над такой программой, которая позволит значительно увеличить частные инвестиции в инфраструктуру”, — Максим Орешкин.

  • Инвестиции в человеческий капитал

“Надо подготовить людей к быстро меняющимся условиям развития”, — Кристалина Георгиева.

“Нужно увеличивать расходы на человеческий капитал. (…) Но здесь вопрос не только исключительно денег (…), но и качества, и эффективности тех, кто учит, тех, кто лечит людей”, — Антон Силуанов.

“Одна из задач — снижение структурной безработицы и повышение численности экономически активного населения (…) Нужно ориентироваться на молодое поколение, где у нас довольно высокая структурная безработица, упрощать выход молодых специалистов на рынок”, — Максим Орешкин.

  • Повышение эффективности госпрограмм

“Нужны четкие цели, четкое разделение всех программ на процессные и проектные части, сколько они стоят и какой они дают вклад на достижение целей, которые мы ставим для достижения в той или иной отрасли. Проранжировав их по соотношению стоимости и эффекта, (…) профинансировать те, где можно достичь большего эффекта”, — Максим Орешкин.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Макроэкономика"

Материалов нет

Наверх