ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 93,44 -0,65
EUR 99,58 -0,95
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Союз недопромышленников

РСПП предложил «локализовать» импортный софт, АРПП «Отечественный софт» протестует.

История замечательна во многих отношениях. В ней как в капле воды видны:

  • успехи импортозамещения ПО в РФ;
  • отношение реальных паца… простите, реального бизнеса, к цифровой экономике;
  • настоящая цена национальной гордости по поводу успехов юных соотечественников в спортивном программировании, а также цена пр. национальных гордостей;
  • изящество, с которым реальный бизнес отмахивается от досадных помех, чинимых ему постановлением правительства 1236 – это постановление, напомним, с 16-го года ввело в действие реестр отечественного ПО.

Начнём с изящества.

Идея «локализации» софта по красоте может сравниться разве что с идеей брать с производителей ПО 10-процентный налог с оборота на производство ПО – дабы создать фонд по образцу фонда универсальных услуг связи и оттуда финансировать разработку нужного Родине софта, ну, скажем, операционных систем. Такая идея возникла, напомним, осенью 14-го года не абы где, а в Минкомсвязи.

Минкомсвязь проводила аналогию софта с УУС, а РСПП упирает на «локализацию». Взять, к примеру, автомобиль. Да, судя по эмблеме на решётке радиатора, он японский, американский или немецкий, нужное подчеркнуть. Однако это лишь видимость, на деле не так. Автомобиль – отечественный. Начиная с некоторого – определяемого бюрократически, в правительстве – процента «локализации», т.е. процента комплектующих отечественного производства, он признаётся своим в доску. Странно, конечно, видеть «Форды» с чёрными военными номерами, но это легально.

Что будет, если «локализовать» софт, скажем, SAP? Правильно, его можно будет внести в реестр. И оттуда совершенно законно продавать тому же Минобороны, которое, кстати, и без «локализации» начисляет денежное довольствие нашим офицерам на немецком ПО. (Оговорюсь: SAP здесь и далее просто пример, десяти отличий от Microsoft, Oracle и пр. Teradata от SAP в этом контексте нет). Никак не может страна, чьи студенты раз за разом выигрывают чемпионаты мира по программированию и где по части автоматизации учёта есть «1С», «Парус», «Галактика» и пр., сама посчитать своему офицеру денежное довольствие.

Не знаю, надо ли критиковать идею «локализации» софта по существу. Да и как критиковать идею, глупость которой очевидна?

Правила расчёта того самого процента комплектующих, после которого наступает «локализация», весьма, как бы помягче выразиться, гибкие. Доводилось видеть, например, «отечественные» чипы голландской NXP. Но там эти правила можно хотя бы придумать. Скажем, если три шины из четырёх сделаны в России, то «Форд» на таких шинах – наш. А у софта где шины? Код для SAP, например, пишут в Infosys, но разве от этого для продукта наступает хотя бы какой-то процент индийской «локализации»?

Не знаю, какую методику оценки «локализации» софта придумают мудрецы из РСПП, но я им заранее не завидую.

Зачем же, возникает закономерный вопрос, РСПП вообще ввязался в эту историю? Надо думать, из-за госкомпаний. Госучреждения – они безответные, им от постановления 1236 не спрятаться. А вот госкомпании… Как только они попали под импортозамещение софта, так сразу и начали с ним бороться. Совместные проекты с SAP вели, в частности, «Газпром», Сбербанк и «Интер РАО ЕЭС». У них получилось.

А вот «Ростех» и «Ростелеком» не смогли, потому что тут SAP надо было не продавать продукты, а делиться исходным кодом, немцы этого не хотят, и правильно.

Так вот, РСПП радеет о госкомпаниях. Импортозамещение ПО им помеха, и очень серьёзная. А государство давление не снижает, наоборот. Идея «локализации» ПО проистекла отсюда.

Действительно, импортозамещение ПО — штука очень болезненная, это как нефтяная игла, только в миниатюре, попробуй-ка слезть. Однако госкомпании на пару с РСПП не имеют права, уподобляясь наркоманам, опутывать эту без того запутанную историю ложью о «локализации» ПО.

Софтверная индустрия, на минуточку, тоже часть отечественной промышленности и предпринимательства. В связи с цифровой экономикой эта часть промышленности должна, очевидно, считаться важной.

С точки зрения РСПП, однако, это не так. Есть в РСПП комиссия по связи и ИКТ, и есть у этой комиссии план работы на первое полугодие 19-го года. Вы не найдёте там ни слова о софте. Взгляните также на состав комиссии. Там нет производителей ПО.

АРПП не озаботилась членством в РСПП, хотя что тут сложного, неужто Шохин не взял бы членские взносы от программистов.

Производители софта в России представляют собой, таким образом, недопромышленность. Нет, они, конечно, промышленность, но недосамоорганизованная и недопризнанная. РСПП, заметим попутно, без программистов сам неполноценен, отстаёт в развитии.

Да и все мы, граждане РФ, четвёртый год с интересом наблюдающие, как импортозамещение ПО лежит у недопромышленности на плечах, тоже выглядим как-то, знаете ли, не выигрышно.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Цифровые технологии"

Материалов нет

Наверх