ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 78,31 0,13
EUR 91,08 0,11
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

Ставки растут, навигация путается. Участники рынка оценивают риски судоходства в Ормузском проливе

Москва, 16 июн - На фоне взаимных ударов Израиля и Ирана по территориям друг друга и рисков перекрытия Ормузского пролива на танкерном рынке начали играть новые факторы.
Судоходство по Ормузского проливу, соединяющему Персидский залив с Оманским заливом и далее с открытым океаном, на данный момент не блокируется, но операторы танкеров проявляют повышенную настороженность, а ставки фрахта активно растут.

Джамминг и спуфинг

Данные сервисов отслеживания судов показывают, что нефтеналивные танкеры, танкеры-продуктовозы и танкеры-газовозы сжиженного природного газа (СПГ) продолжают проходить через Ормузский пролив, причем, в основном, в восточном направлении.
При этом наблюдается большой объем помех в навигации судов.
По сообщению Joint Maritime Information Center (JMIC):
  • операторы морского транспорта сообщают о серьезных нарушениях в работе электроники в регионе,
  • в связи с сообщениями о подмене AIS и экстремальных помехах в Ормузском проливе и Персидском заливе JMIC рекомендует судам:
    • быть готовыми к навигации с помощью средств навигации, альтернативных электронным (радар, визуальная коррекция и т.д.),
    • и внимательно следить за гирокомпасами, поскольку они подвержены внешнему влиянию (из-за корректировки широты GPS).

Bloomberg приводит собственные оценки и данные Starboard Maritime Intelligence, согласно которым 14-15 июня 2025 г. навигационные сигналы более чем 900 судов в Ормузском проливе и Персидском заливе были нарушены - суда двигались абсолютно прямолинейно или, наоборот, зигзагами, а также появлялись на суше.
Сбои в работе навигации, затронувшие различные типы судов, вероятно вызваны экстремальными помехами в сигналах из иранского порта Бендер-Аббас.
Предполагается что, это связано с 2 видами искажений, вносимых в работу системы GPS, - ложными сигналами позиционирования (spoofing) и глушением сигналов (jamming).

Джамминг и спуфинг становятся все более распространенной проблемой в коммерческом судоходстве, повышая зависимость от радаров и визуального наблюдения, увеличивая вероятность столкновений и др. инцидентов.
Это вызывает обеспокоенность как у судовладельцев, так и у инвесторов, учитывая стратегическое значение Персидского залива для мировой торговли нефтью и СПГ.
Блокировку Ормузского пролива Ираном на данный момент эксперты оценивают как маловероятную, хотя сам Иран такой сценарий не исключает.
Однако массированные помехи вызывают неуверенность у всех, кто работает в этом районе.
Национальные регуляторы Греции и Великобритании порекомендовали своим торговым флотам в обязательном порядке регистрировать все проходы через Ормузский пролив.

Беспокойство на танкерном рынке

Данные сервисов отслеживания судов показывают, что основной поток танкеров, проходящих Ормузский пролив в настоящее время, стремится покинуть опасный регион.
По данным TankerTrackers, в первую очередь, от основных терминалов в Персидском заливе уходят не задействованные в первоочередных поставках суда, действующие из соображений предосторожности.
В частности, с якорных стоянок на о-ве Харг и в Ассалуйе в Персидском заливе стремятся уйти иранские танкеры.
Правда уходят они недалеко - по наблюдениям Windward, танкеры скапливаются на якорных стоянках у побережья Омана, что может указывать на выжидательную тактику судовладельцев, особенно тех, чьи маршруты пролегают через потенциально опасные зоны ближе к зонам ирано-израильского противостояния.

Однако наблюдается и реальный отток танкерного флота из Персидского залива, правда в небольшом объеме.
Кроме того, по данным судовых брокеров, несколько владельцев танкеров приостановили отправку своих судов в Персидский залив.
Bloomberg сообщает, что нефтяные компании и трейдеры испытывают трудности с бронированием судов для перевозки нефти и нефтепродуктов из Персидского залива, а владельцы танкеров не спешат заключать новые контракты на перевозки в Персидском заливе.
Некоторые владельцы танкеров, которые были предварительно зафрахтованы по состоянию на 13 июня в ожидании подтверждения бронирования, решили не продлевать соглашения на следующие дни.

Ставки на эталонный маршрут TD3C для супертанкеров (VLCC), курсирующих между Ближним Востоком и Китаем, 13 июня подскочили до отметки 55-58 баллов по шкале Worldscale (процент от базовой фиксированной ставки, которая устанавливается для каждого основного маршрута в начале года), что примерно на 20-30% выше, чем в начале прошлой недели.
На 16 июня точные ценовые данные отсутствуют, но, предварительно, показатель мог вырасти примерно до 65 п.
Соглашения о фрахтовании грузов (производный инструмент, позволяющий покупателям зафиксировать будущие тарифы) по маршруту TD3C 16 июня выросла почти до 14 долл. США/т по сравнению с примерно 11 долл. США/т до начала атак Израиля на Иран.

Международная судоходная ассоциации BIMCO отмечает, что все больше судовладельцев избегают Персидского залива и Красного моря (последнее и так было под угрозой из-за действий йеменских повстанцев-хуситов из движения Ансар Аллах).
Однако в случае с Красным морем и Суэцким каналом есть альтернатива в виде более длинного, но безопасного маршрута вокруг Африки, однако Ормузский пролив является практически безальтернативным.

Ормузский пролив и его альтернативы

Ормузский пролив - по сути «ворота» в Персидский залив, причем ворота достаточно узкие:
  • ширина в самом узком месте - 54 км,
  • состоит из 2 судоходных каналов 3 км шириной для судов следующих в противоположных направлениях, а также буферной зоны той же ширины,
  • северный берег контролируется Ираном, южный - ОАЭ и Оманом.

От свободного прохода через который зависит экспорт нефти, газового конденсата и нефтепродуктов из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака, ОАЭ и Ирана, а также экспорт СПГ из Катара и ОАЭ.
По данным МЭА, через Ормузский пролив проходит порядка 20 млн барр./сутки нефти и нефтепродуктов, что составляет почти 30% мировой нефтяной торговли.
На альтернативные направления может уйти лишь порядка 6 млн барр./сутки нефтяного экспорта Саудовской Аравии и ОАЭ:
  • в Саудовской Аравии запущен магистральный нефтепровод (МНП) Восток - Запад (Абкаик - Янбу) мощностью 4,2 млн барр./сутки, позволяющий часть экспорта увести на терминал Янбу в Красном море, причем этот терминал расположен севернее районов, находящихся под угрозой хуситов, что делает поставки в Европу безопасными,
  • в ОАЭ также построен МНП Abu Dhabi Crude Oil Pipeline (ADCOP) мощностью 1,5 млн барр./сутки, позволяющий экспортировать нефть, добываемую в эмирате Абу-Даби, через терминал Фуджейра на запад от Ормузского пролива.
Сам Иран также опасается рисков, связанных с узостью Ормузского пролива, где его суда могут подвергаться ракетным ударам или атакам БПЛА.
В связи с этим был построен и запущен терминал Джаск к востоку от Ормузского пролива и МНП от основных месторождений на юге Ирана (Goreh - Jask)
Номинальная мощность терминала Джаск по перевалке нефти составляет 1 млн барр./сутки, но из-за санкций он используется не в полную силу.

По СПГ у Ормузского пролива альтернатив нет, поэтому его возможная блокировка означает полное прекращение поставок СПГ из Катара и ОАЭ, что соответствует 20% мировой торговли СПГ.

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Midstream"

Материалов нет

Наверх