Не ошибся ли Трамп, обнажив энергетическую пружину атак на Мадуро?
Колумбия, издавна слывшая надежным сателлитом Соединенных Штатов в Карибском бассейне (если, конечно, не считать ненавистной Вашингтону наркомафии), присоединила голос к хору международного осуждения атаки США на супертанкер Skipper с венесуэльской нефтью. Резкая отповедь нынешним флибустьерам раздалась из президентского дворца Боготы (на фото). Истинный, то есть именно ресурсный, мотив нагнетания кризиса в регионе раскрыл глава республики – известный всем южноамериканцам политик левоцентристского толка Густаво Петро.
«Все дело в нефти, нефти и еще раз в нефти!»
«Вот, к примеру, они (десантники в пентагоновской униформе – Авт.) захватили мирное судно, — гневно отозвался сеньор Петро. – Одним словом, налицо пиратство. А ведь в целом-то речь идет о нефти, именно о нефти. США наглядно демонстрируют: зачем в действительности предпринимается все то, что они делают. Итак, перед нами нефть, нефть и еще раз нефть!».
Столь честные оценки, без всяких преувеличений, своевременны, вытекая к тому же из весьма надежного источника. Ибо Колумбия, в которой давно видели, главным образом, ведущего поставщика цветов, бананов и ананасов (в том числе к нам в Россию) или, напротив, как преступного средоточия контрабанды наркотиков, — в последнюю четверть века перепрофилировалась. Она выдвинулась еще и на роль крупного добытчика ископаемого топлива.
Создав для зарубежных инвесторов более благоприятные условия, чем революционный зажим их интересов в соседней Венесуэле при правлении команданте Уго Чавеса (скончавшегося в 2013-м), Богота вышла примерно на ту же миллионную (в баррелях) планку ежесуточной добычи, которую дает ныне и Боливарианская Республика. А ведь Венесуэла куда богаче горного края в Андах, обладая запасами недр в объеме 235 млрд баррелей тяжелого и 70 млрд баррелей конвенционального, то есть обычного, «черного золота».
Итак, колумбийский интеллектуал Густаво Петро (хотя и слывущий критиком углеводородов ради возобновляемых энергоносителей) возмущен вылазками антитанкерных пиратов. Да-да, они и впрямь распоясались на еще вчера спокойном транзитно-экспортном фарватере между Тринидадом и Гренадой. И, понятное дело, нефтедобывающая Богота встревожена этим.
Ведь и колумбийцам тоже, как и венесуэльцам, поначалу грозят мощными (в том числе наземными) ударами по судам наркодилеров и по затерянным в сельве наркокартелям; а потом, в случае неподчинения, могут атаковать и скважины, терминалы, трубопроводы или те же танкеры. Скажем, окажется, что какие-то из этих судов перевозили однажды, наперекор санкциям, еще и российскую или, к примеру, иранскую нефть, — вот вам и нужный предлог!
От эпизодических всплесков – к антипрезидентской кампании
До тех пор, пока палубная авиация нещадно топила в Карибском море катера с предположительно-контрабандными грузами «зелья» для медленного отравления американской молодежи, убив нынче в общей сложности более 90 человек (туристов, «наркотрафикантес», мореплавателей или рыбаков – это уже никто не установит точно), — атаки на Трампа в конгрессе США в данном контексте слышались эпизодично. Да, звучали они лишь время от времени.
Порою осуждал «карибский синдром» Белого дома разве что сенатор-республиканец по имени Рэнд Пол. Но теперь, после высадки новомодных «каперов» на танкер с 2 млн баррелей «черного золота», в непримиримую внутриполитическую «перестрелку» с Белым домом под сводами Капитолия по этому же горячему вопросу включились уже самые разные политические калибры. А вместе с ними — и ведущие телеканалы, периодические издания…
…Сенат и СМИ требуют от президента ясности: далеко ли зайдет конфликт с Венесуэлой и, кстати говоря, с Колумбией? Как вторят – один за другим – наиболее влиятельные политики Соединенных Штатов, американский народ вправе знать: является ли все это артподготовкой к настоящей войне или нет?
Что ни говори, а напрашивается созвучие иных вашингтонских суждений со… словами венесуэльского лидера(!). Ведь это он сказал без обиняков, что, по-воровски напав на нефтевоз, спецназовцы как бы сбросили с себя маски. «Теперь мы слышим с севера не просто чушь завзятых психов, — говорит Мадуро. – И дискутируем не о фейковых новостях. И не дивимся слухам про Tren de Aragua (версия о том, будто из Каракаса координируются бесчинства венесуэльских банд, терроризирующих целые города в США – Авт.). Налицо, кроме того, даже не кошмары наркотрафика. Вс это — просто нефть, которую им хочется грабить». Очень резко сказано? Может быть. Но зато убедительно.
Танкерный абордаж может выйти республиканцам боком
«Итак, — не случайно подчеркивается в аналогичном протестном заявлении официального Каракаса, — в конце концов раскрыты подлинные причины затягивания этой агрессии против Венесуэлы. Главной пружиной вовсе не является (ненавистная Трампу) миграция… Это и не пресловутый дефицит демократии, не права человека. Напротив, во все времена на острие «замаха» были и остаются богатства природных кладовых. Это нефть, энергия наших недр – те ресурсы, которые принадлежат исключительно народу Венесуэлы».
Словом, как поговаривают латиноамериканцы – от простонародья до элит – «маски сброшены». И вот в этой нервной обнаженности пульса целой серии событий как раз и кроется шанс на повторное (уже после «холодной войны») превращение открытых Христофором Колумбом и Америго Веспуччи земель в Пылающий континент. Что, кстати, противоречит грезам самого же Белого дома о безмятежно-мирном переиздании Доктрины Монро. Ибо заказанный Трампом дрейф Западного полушария к пассивному состоянию однозначно-вашингтонской сферы влияния на глазах перестает быть гладко-штилевым.
Представьте себе, «капризничают» даже западноевропейские парламенты, где, тем не менее, приветствуются атаки ВСУ на свободу торговли близ берегов Турции! Законодатели ЕС не желают одобрять перенос новой версии «Пиратов Карибского моря» с экранов Голливуда на пока еще мирные воды наших дней. Вы, правда, можете возразить: под готическими сводами Европы столь неприятные для США споры нарастают, быть может, в отместку – как ответ на уход Вашингтона из лагеря безоговорочной поддержки «днепровско-выдвижного плацдарма НАТО». Что ж, пусть так. Но все равно недовольство Старого Света налицо. Развязывание нешуточной, хотя и неравной схватки на «пороге южноамериканской нефти» может еще дальше оттянуть от Украины военно-промышленные и финансовые резервы Соединенных Штатов.
Кроме того, что мешает пиратам Сомали, разбойничьим кланам в Южно-Китайском море, йеменским хуситам и сенегальским диверсантам, нанятым Киевом (которые давно уже атакуют танкеры в Мировом океане) оправдывать свои бесчинства на судоходных трассах со ссылками на США? Предвидя это, Каракас вручил жалобу на Темзе – в штаб-квартиру Международной морской организации. Но насколько поможет протест – одному Посейдону известно.
Исторические параллели, от которых веет холодом
Неприятный осадок оставляет, между прочим, еще и то обстоятельство, что, по данным информационных агентств, нефть в емкостях танкера Skipper транспортировалась на Кубу, испытывающую острый дефицит топлива.
Это, согласитесь, придает и без того пиратскому «вертолетному» сюжету особо символичное и, более того, тяжелое звучание. С 1962 года известно: перехваты нефтевозов на пути к непокорному островному государству социалистической ориентации становятся порой прелюдиями к кризисам планетарного масштаба. И не дай-то Бог, чтобы они возникали вновь.
Однако, пусть это и не рассматривается в виде закономерности еще и нынешнего — ХХ1 века, но все же объяснимо, что Гавана первой реагирует на разбой. Министр иностранных дел Кубы Бруно Родригес Парилья осудил акт «мерзкого пиратства и захвата Вооруженными Силами США судна с нефтью из Венесуэлы». «Это, — сказал он, — противоречит нормам беспрепятственной торговли и свободы судоходства при явном сломе международного права».
В столь же бескомпромиссных формулах выражен и «коалиционный протест» от имени всего боливарианского альянса антиимпериалистических сил Карибского бассейна – ALBA. Даже соседствующая с США и осторожно-сдержанная в таких конфликтных вопросах Мексика – и та высказалась недвусмысленно устами своего президента Клаудии Шейнбаум. «Мехико, — заявила она, — всегда встает на защиту самоопределения наций, неприятия вмешательства и агрессии, как и в поддержку решимости народов иметь такие правительства, которые избираются самими народами».
И, конечно, самым весомым звеном в глобальной кампании солидарности с Венесуэлой, как отмечается в сотнях публикаций к югу от Рио-Гранде, стал телефонный разговор Владимира Путина с Николасом Мадуро в тот день, когда был атакован Skipper.
Символика, о которой зря не задумываются в Вашингтоне
Есть, впрочем, и еще один важный аспект происходящего, о котором пока еще почему-то не вспоминают на Потомаке. И, между прочим, напрасно. Там имеют дело с совершенно особым регионом – эпицентром не только рутинно-материальной, но и страстно-духовной мотивации тех, кто противостоит любым интервенциям. Игнорируя это, президент Трамп сказал 12 декабря, что, закончив в основном с антинаркотическими акциями в открытом море, он перенесет точечные боевые действия на сухопутные маршруты, причем не одной лишь Венесуэлы. Неужто намекает на Колумбию?
Между тем Латинская Америка – это вам не Европа, где карьерно-бытовой меркантилизм движет поступками едва ли не всех взрослых жителей ряда стран. Знаете, чем поддерживал крошечный костер в безлесном высокогорье бежавший от колумбийского правосудия «барон Медельинского картеля» Пабло Эскобар? Чтобы обогреть себя и свою дочь (когда они оторвались от преследования), наркомагнат щедро подбрасывал в пламя пачки припасенных в дорогу американских долларов, которых сжег в итоге не один миллион!
Слышали ли вы, уважаемый читатель, чтобы столь же увлеченно жгли доллары беглые украинские олигархи, косовские террористы или чикагские гангстеры? Да ни в жизнь! А вот в Андах все это возможно.
Да что там в Андах, если даже ведущие лидеры континента, не исключая бразильских, открыто проповедуют нежелание поклоняться Его Величеству доллару или – шире – чуждому образу жизни в целом. Хочет ли окружение г-на Трампа столкнуться не просто с сопротивлением (пусть партизанским), а с физической неприязнью хотя бы части латиноамериканцев? И не стоит ли вспомнить о том, что настоящая ненависть к пришлым «джи-ай» разгорелась когда-то в Южном Вьетнаме после варварского сожжения деревушки Сонгми по приказу лейтенанта Келли? В ту пору вздрогнул от такой жестокости даже зловещий «Золотой треугольник» наркобизнеса близ дельты Меконга, что охватывал обширные районы Вьетнама, Бирмы, Лаоса и Камбоджи.
Великий писатель Колумбии Габриэль Гарсиа Маркес не раз говорил, что многому научился у Федора Достоевского. А в шедеврах классика русской литературы мы часто видим сцены демонстративного презрения к деньгам. Их толстые пачки демонстративно брошены в камин со страниц «Идиота»… Рваные ассигнации взлетают россыпями с усадебного балкона в «Селе Степанчикове»… Да, это лишь символы, ибо живем-то мы все в реальном мире. И все же, прежде чем высаживаться в глубинах южноамериканской сельвы с оружием в руках, — неплохо бы задуматься о вышесказанном.
Павел Богомолов
Кандидат политических наук
1981-1987 гг. автор провел в Гаване в должности корреспондента «Правды» в Республике Куба и странах Карибского бассейна. Автор книги «Остров далекий и близкий» (Политиздат, 1990). В 2005-2010 гг. работал в Каракасе PR-менеджером регионального офиса «ЛУКОЙЛ Оверсиз». В 2013-2015 гг. – старший PR-менеджер той же филиальной кампании в Хьюстоне, штат Техас.
Дополнительная информация
- Источник: Нефтянка
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Мир"
Материалов нет