ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИДЕРОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА И МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ
USD 92,26 -0,33
EUR 99,71 -0,56
Brent 0.00/0.00WTI 0.00/0.00

ОПЕК+. Продлевать? Не продлевать?

Неопределенность сохраняется относительно возможности продления действия первого этапа соглашения ОПЕК+. По сведениям из разных источников, сокращение добычи на 9,7 млн баррелей в сутки, которое первоначально должно было продолжаться два месяца (май и июнь 2020), может быть продлено на один-три месяца. Опрошенные Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) эксперты также расходятся во мнении относительно возможности и оправданности такого решения.

Ускользающий консенсус

Судя по сообщениям СМИ, пока прийти к согласованной позиции по вопросу о продлении текущих условий сделки ОПЕК+ её участникам не удалось. По последним данным, ряд стран, входящих в соглашение, в том числе и Россия, выступают за то, чтобы продлить действующее сокращение еще на месяц. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники в числе делегатов ОПЕК. 

«В рамках ОПЕК+ формируется консенсус относительно продления на один месяц», — приводит агентство слова делегатов. Ключевым условием для такого решения называется подтверждение приверженности согласованным показателям добычи всех сторон соглашения. В случае если это условие не будет выполнено, ожидавшийся перенос встречи ОРЕС+ на 4 июня, скорее всего, также не состоится. Перенести заседание на более ранний срок предлагал президент ОПЕК, министр нефти Алжира Мохамед Аркаб.

Ранее говорилось о возможности сохранения текущих уровней добычи до сентября. Также в некоторых СМИ утверждалось, что Россия заинтересована в сохранении сделки в её нынешнем виде. В апреле страны ОПЕК+ договорились о сокращении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки в мае-июне, 7,7 млн — до конца 2020 года и 5,8 млн вплоть конца апреля 2022 года.

Гадание на нефти

Опрошенные ИРТТЭК эксперты также не сошлись во мнениях относительно перспектив сохранения текущих уровней добычи.

«Скорее всего, срок действия максимального сокращения добычи будет продлен», — полагает директор ООО «Нефтеотдача», эксперт Российского газового общества Евгений Колесник. По его словам, на мировом рынке по-прежнему сохраняется профицит предложения, который оценивают с 7-12 млн баррелей в сутки. Тем самым говорить о достижении баланса, несмотря на рост цен, преждевременно. «Нефтяники будут отстаивать свои интересы, но государство должно согласовывать свою позицию с другими игроками на мировом рынке. Сейчас накопленные запасы нефти в мире составляют около 1 млрд баррелей. Это говорит о том, что придется подождать с наращиванием добычи», — уверен эксперт.

При этом, по словам Колесника, для России выполнение этих соглашений — непростая технологическая задача. Компании для сокращения  добычи вынуждены останавливать часть скважин, прежде всего наименее рентабельных. «Это логично с точки зрения экономики, но не очень хорошо с точки зрения технологии, поскольку влечет дополнительные риски неравномерной выработки запасов», — отмечает специалист. 

Главными пострадавшими, по мнению Колесника, пока стали нефтесервисные компании. Для их поддержки разрабатывается ряд мер. В частности, рассматривается финансирование создания резервного фонда скважин, которые будут пробурены в счет будущих периодов. В качестве базовой рассматривается схема банковского финансирования под гарантии недропользователей, которые впоследствии смогут выкупать готовые скважины по мере необходимости.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, в настоящий момент нельзя быть уверенным в том, какое решение будет принято. «Для России выгоднее было бы выполнение ранее достигнутых договоренностей», — уверен он. Эффект от сокращения добычи рынком уже отыгран. «Хотят ли производители более высоких цен — наверное, хотят. Кто-то, как Саудовская Аравия, готов на дальнейшие сокращения. Но максимум, на что готова пойти Россия — пересмотреть условия предстоящего восстановления добычи в сторону ее уменьшения» — говорит аналитик. 

В случае если действующие ограничения все же будут продлены, это, конечно, окажет существенную поддержку ценам, отмечает Полищук. Масштаб эффекта будет зависеть от того, до чего удастся договориться. Если сокращение продлится до конца года, скачок цен может быть значительным. Если же речь пойдет о сохранении текущих уровней добычи на  один-два месяца, особого воздействия это не окажет. 

Если же решение не будет принято, ценовая корректировка, скорее всего, будет, но не сильная. «Рост цен, который мы сейчас наблюдаем, вызван, прежде всего, восстановлением спроса, при этом профицит предложения сохраняется. На данном этапе ОПЕК уже не имеет такой власти над ценами, как это было до этого», — констатирует аналитик. 

Гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев также сомневается в том, что решение о пролонгации действующих условий ОПЕК+ будет принято. Уровень цен, который сейчас есть, не обеспечивает доходность добычи сланцевой нефти. Поэтому можно говорить о том, что с рынка ушли не только 9,7 млн баррелей в сутки, которые обеспечила сделка ОПЕК+, но и значительная доля американской добычи (ожидается, что к концу года падение производства нефти в США составит 12-19%, что сделает страну крупнейшим источником глобального сокращения поставок, говорит эксперт.

При этом экономика демонстрирует явную тенденцию к восстановлению. В первую очередь это происходит в Китае, потихоньку подтягивается Евросоюз, США пока находятся в числе отстающих. «Восстановление, очевидно, продолжится. А значит, вырастет и потребление нефти и нефтепродуктов», — уверен Танкаев. 

Сланец не дремлет

«Несмотря на низкие цены, в США уже началось локальное восстановление добычи сланцевой нефти», — возражает завсектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов. Недавний опрос Bloomberg показал, что ряд сланцевых компаний готов восстанавливать добычу уже при $30 за баррель, напоминает он. А значит, при текущих ценах следует ожидать продолжения этого процесса. 

Что же касается соглашения ОРЕС+, то у России нет другого выхода, как поддержать любые предложения ключевого игрока — Саудовской Аравии. «Повторения мартовского опыта, когда Россия отказалась поддержать предложенное КСА дополнительное сокращение добычи, никто не хочет. Слишком дорого это обошлось российской экономике. Значит, все, что будет предложено, будет исполнено», — говорит Николай Иванов. 

Другой вопрос, как это будет устроено внутри России. Сейчас идет торг, каждая компания пытается оговорить себе максимально комфортные условия. Но на внешнем рынке это будет выглядеть как единая позиция: мы за стабилизацию нефтяного рынка, уверен эксперт.

Впрочем, говорить о том, что Россия готова поддержать любую инициативу Саудовской Аравии в ущерб себе, вряд ли оправданно. Цены на нефть на ожиданиях продления действия соглашения демонстрируют уверенный рост. По состоянию на 17:00 МСК цена индикативного сорта Brent превысила $39 за баррель, американская WTI выросла до $36 за баррель. Опережающими темпами дорожает российская нефть сорта Urals — ее премия к Brent достигла рекордных $2,3 за баррель. Обычно российская нефть торгуется с дисконтом к североморскому сорту. Максимальный эффект сокращение добычи в рамках соглашения ОПЕК+ оказало именно на российскую Urals. По словам Рустама Танкаева, в нынешних условиях покупатели отдают предпочтение реальной, а не «бумажной» нефти, которой во многом является Brent. Кроме того, российская нефть технологически больше подходит для переработки на современных европейских НПЗ, позволяет получить большую маржу и поэтому пользуется повышенным спросом.

Материал подготовлен
Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Дополнительная информация

Идет загрузка следующего нового материала

Это был последний самый новый материал в разделе "Рынки"

Материалов нет

Наверх