Каковы перспективы производителей сланцевой нефти, и может ли их массовое банкротство вернуть нефтяные котировки к росту, рассуждает совладелец SharesPro Александр Анушкевич.
Резкое снижение мирового спроса на нефть и нефтепродукты в немалой степени было вызвано коллапсом международного транспортного сообщения. Авиационный сектор является вторым после энергетики крупнейшим потребителем нефти, на долю которого приходится почти 11% совокупного спроса на нефть в транспортном секторе. По данным ОПЕК, в нормальной ситуации авиационный сектор потреблял 6–7,5 млн баррелей переработанной в авиационный керосин нефти в день. По данным МЭА, в 2020 году мировой спрос на нефть составит 99,9 млн баррелей в день — снижение почти на 90 тыс. баррелей в день по сравнению с 2019 годом и с предыдущей оценкой МЭА, сделанной в феврале. Тогда предполагалось, что в 2020 году мировой спрос на нефть вырастет на 825 тыс. баррелей в день.
Вопрос о том, достигли ли мы пикового падения цен на нефть, является самым насущным не только для инвесторов, но и в гораздо большей степени для американских нефтяников. В особенности для тех, кто специализируется на разведке и добыче сланцевых нефти и газа.
Чтобы сделать производство сланцевой нефти в США экономически целесообразным, цена должна быть на уровне $48–50 за баррель WTI.
Иными словами, текущая структура затрат на нефть в США предполагает, что спрос на нефть должен вернуться примерно к уровням, существовавшим до COVID, чтобы американский сланцевый нефтегаз восстановился, учитывая сложность нынешней ситуации.
Риски и неопределенности
Но сотни миллионов баррелей нефти, находящейся в мировых хранилищах в последние месяцы, заставляют оценивать нынешнюю ситуацию весьма скептически. По данным IHS Markit, только в Китае в течение первых шести месяцев года будет добавлено 440 млн баррелей нефти на склады и плавучие хранилища, что является самым большим когда-либо зарегистрированным приростом среди всех стран. Эта невероятная динамика запасов нефти в Китае в некоторой степени сгладила обрушение цен на пике COVID-19, предложив источник спроса во время спада, но она же и станет причиной демпфирования ожидаемого последующего отскока.
Перспективы рынка нефти, скорее всего, снова станут более мрачными из-за более слабых экономических данных и опасений по поводу второй волны пандемии COVID-19.
Будет ли вторая волна на самом деле, никто не знает, поэтому это дополнительный фактор неопределённости — очень некстати для нефти.
МВФ ухудшил свой прогноз на 2020 год: мировой ВВП упадет на 4,9%, а не на 3%, как предсказывалось ранее. «Эта пандемия была и остается как падающее домино, — сказала недавно новый директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, указывая на продолжающееся распространение вируса по всему миру. — Мы опасаемся, что это не закончится, пока это не закончится повсеместно».
Промышленное производство Китая в мае выросло на 4,4% в годовом выражении. Цифра сама по себе неплохая, но меньше, чем ожидалось. Это заставляет ждать новой порции макростатистики за июнь с опаской на фоне того, как текущие показатели роста и торгового оборота рушатся в таких важных для мировой экономики странах как Индия и ЮАР, не говоря уже о находящейся на пике эпидемии Бразилии.
Сланцевики под ударом
В ответ на резкое падение цен на нефть 38 американских операторов пересмотрели в 2020 году капитальные затраты на 36%, снизив их на $41 млрд. Спрос за пределами Китая остается слабым, поэтому продолжительно низкие цены на нефть, даже с учётом практически предопределённого выбытия одних за другими сланцевых мощностей с рынка, является базовым сценарием по крайней мере до конца 2020 года.
Банкротства уже начались.
Компания Extraction Oil & Gas, чья цена на акции на прошлой неделе утраивалась во время отчаянных покупок на позитивных слухах (как выяснилось, обманчивых) в итоге объявила о банкротстве спустя всего неделю после того, как это сделала легендарная Chesapeake Energy.
Денверская компания подала заявку на защиту для получения 30-дневного льготного периода по выплате процентов по кредитам и купонов по облигациям, поскольку она не смогла выполнить свои обязательства по графику. Extraction добывала почти 100 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в день из сланцевых скважин в бассейне DJ, что в штате Колорадо. Но её усилия по расширению бизнеса, включая развитие инфраструктуры для трубопроводов, а также выкуп акций, оставили долговую яму в размере около $1,6 млрд. При этом активы компании составляли $2,7 млрд по состоянию на конец первого квартала 2020.
Для многих низкомаржинальных и низкодебетовых нефтяных компаний снижение капвложений будет недостаточным, чтобы выжить в условиях продолжительного (до полугода) периода низких цен на нефть. Наилучшим инструментом оценки состояния сланцевых производителей в США и Канаде остаются обзоры корпоративных облигаций, прежде всего, от рейтинговых агентств. По последним данным, S&P Global Ratings и S&P Global Platts определили 29 компаний (17 компаний, занимающихся разведкой и добычей, и 12 компаний, оказывающих нефтесервисные услуги), которые допустили дефолт по долгам. Причем некоторые из них уже подали заявления о банкротстве.
Нефтесервисные компании на грани банкротства
В нефтесервисном секторе компании Pioneer Energy Services пришлось отказаться от бурения в Баккене (Bakken, крупнейшая нефтеносная территория США) после 20 лет работы. В основном это произошло из-за подачи в апреле этого года заявления о банкротстве одним из крупнейших клиентов компании — Whiting Petroleum. Как мы помним, Diamond Offshore Drilling подала заявление о банкротстве 26 апреля.
Низкие цены на нефть создают проблемы для производителей сланцев, однако, морское бурение вызывает ещё большую озабоченность в связи с долгосрочными капиталоемкими обязательствами в сочетании с медленной окупаемостью инвестиций. Поможет ли цепная реакция банкротств сланцевиков восстановить цены на нефть?
Перспективы восстановления
Как прогнозирует Информационное бюро по энергетике США (EIA), которому по статусу положено быть оптимистичным, мировой спрос на нефть будет восстанавливаться в следующем году по мере того, как мир будет выходить из ограничений, связанных с коронавирусной пандемией, но восстановление до докризисного уровня может занять не менее двух лет. Международное энергетическое агентство (МЭА) добавляет, что потребление топлива во всем мире в следующем году останется на 2,5% ниже, чем в 2019 году, во многом из-за «тяжелого положения авиационной отрасли».
Мировое потребление сырой нефти все еще находится на пути к рекордному сокращению — 8,1 млн баррелей в день в этом году.
Ожидается, что в следующем году оно поднимется на 5,7 млн баррелей в день — в среднем до 97,4 млн баррелей в день. Однако даже при достижении этих цифр оно все равно останется на 2,4 млн баррелей в день ниже уровня 2019 года. Спрос может не вернуться к целевым 100 млн баррелей в день до 2023 года.
По мнению Schlumberger, сланцевиков ждет еще более впечатляющее падение. Согласно прогнозу, в 2020 году добыча сланцевой нефти в мире снизится до 600-700 тыс. баррелей в день и до 200 000 баррелей в день в 2021 году. Для сравнения в 2019 году в день добывали примерно 1 млн баррелей. Но даже полное исчезновение с лица земли всех сланцевиков не сможет существенно восстановить спрос на нефть без решения проблем коммерческих авиакомпаний, вещь совокупный выпадающий спрос с их стороны — как минимум 6 млн баррелей в сутки. А быстро восстановить спрос с их стороны не получится.
Александр Анушкевич,
совладелец SharesPro
Дополнительная информация
- Автор: Александр Анушкевич
- Источник: Нефть и Капитал
Идет загрузка следующего нового материала
Это был последний самый новый материал в разделе "Upstream"
Материалов нет